Музей под открытым небом: путешествие по Route 66
В прошлом году подвернулась возможность поехать в Штаты на два месяца. Вот шанс воплотить, казалось бы, несбыточную мечту – проехать на двух колесах по трассе, которая давно превратилась в музей под открытым небом.
Прилетев в Лос-Анджелес, занялся поиском байка и вскоре нашел тюнингованную Honda VTX 1300 (2004 г. в.) в идеальном состоянии за $4500. Прикупил навигатор и карту от Harley-Davidson с детальной информацией маршрута – что посмотреть, где поесть и поспать.
День старта – 1 мая. Плюс 25, но немного ветрено. Выехал в час дня из района Ван-Найс. Улицы в Америке широкие, с удобной разметкой и массой светофоров, а некоторые чрезвычайно длинные даже по московским меркам. Улица Сепальведа прорезает весь «эл-эй» и пригородные городки насквозь, ее длина километров 50. До пирса Санта-Моника добрался минут за 40, запарковался. Если ставить мотоцикл перпендикулярно дороге между машинами, то парковка халявная. Неоднократно видел, что байкеры паркуются именно так, причем задним колесом к тротуару (раз припарковался передним, потом устал выталкивать байк).
Пирс Санта-Моника – финальная точка Route 66, так что я поеду из конца в начало. Ну, так даже интереснее. А вот и первый сувенирный магазинчик! Американцы на всем пытаются делать деньги, а уж на имидже культовой трассы сам бог велел. Вокруг знакомые по фильмам места: бульвар Санта-Моника, Беверли-Хиллз, Голливуд. Последний совсем не впечатлил – 200 м цивилизации в спальном районе. Больше удивила заправка водородом (в Калифорнии высокие требования к экологии). После Лос-Анджелеса начинается череда маленьких городков. Везде – на асфальте, знаках, домах – символика Route 66. Едешь спокойно, не напрягаясь, успеваешь понаблюдать за происходящим вокруг. Движение по 66-й неактивное, основной поток автомобилей на скоростных хайвеях и интерстейтах (highway – большая дорога с двумя и более полосами в одном направлении; interstate – скоростная автострада, входящая в федеральную сеть дорог, соединяющих Штаты. Для сравнения: Рижское шоссе – типичный интерстейт, правда, только до Волоколамска, дальше начинается обычный хайвей).
Калифорнийские хайвеи бетонные, с мелкими ребрами, будто расческой по ним прошлись. Безумно красиво в горах Сан-Бернандино. Но пришлось выехать на хайвей – пролетел нужный поворот, а возвращаться лень. Быстро стемнело. Остановился в Викторвилле, типичном американском городе, рассеченном интерстейтом № 15, ведущим в Лас-Вегас. К девяти вечера весь город уже спит. По обеим сторонам шоссе стоят отели и мотели, от обычных до сетевых (от $30). Поесть в Америке не проблема, главное – успеть до 10 часов, позже забегаловки закрываются. Можно что-то прикупить либо на заправках, либо в супермаркетах (они работают до 11 вечера).
Route 66 потеряла статус федеральной в 1985 г., с тех пор это трасса местного значения. Ее заменили прямые и более скоростные хайвеи, которые разрезают крупные города широкополосными шоссе, а через малые не проходят вовсе. Как правило, они идут параллельно 66-й, с которой иногда пересекаются или сливаются. В центральных штатах, где интерстейты платные, виляющая через маленькие городки 66-я – вариант халявного проезда. Для тех, у кого есть время, это только на пользу, а кто спешит – заплати и лети.
В Виктовилле зашел в местный музей. Как правило, в любом более-менее крупном городе, стоящем на Route 66, есть свой музей, ей посвященный. Где-то это помещение в 2-3 комнаты, а где-то современное здание со всеми музейными атрибутами. Образцы редких автомобилей, детали обстановки заправок и кафе, а также различные элементы быта того времени: автоматы по продаже газировки, музыкальные ящики, канистры, инструменты, фотографии, книги, вывески и многое другое. В каждом музее – сувенирный магазин, где можно приобрести любые безделушки с символикой Route 66: от брелков и зажигалок до одежды и дорожных знаков.
Викторвилль – последний оплот цивилизации на границе пустыни Мохаве. Еще не доехав до Барстоу, ощущаешь все «прелести» прямых лучей солнца и сухого воздуха. Часто встречаются небольшие торнадо – веселятся, крутятся. Пить хочется постоянно. Рядом с 66-й проходит железная дорога, так что жилье искать придется в стороне от дороги, иначе длиннющие составы, тянущие составленные в два этажа контейнеры, будут грохотать и гудеть всю ночь.
Барстоу – типичный штатовский городок, где средний американец заряжает свою «Теслу» (электромобиль) прямо у стойки Макдоналдса, поглощая гамбургер. До Барстоу качество покрытия 66-й нормальное, а после – один ужас: щели и ямки. Скорость 30 миль/час, мотоцикл бросает из стороны в сторону. В итоге вышел на типичный для Америки 40-й хайвей – оживленный, бесплатный и прямой.
Лишь в средних штатах встречаются платные дороги, но их дублируют бесплатные шоссе, ничем не хуже, только медленнее, а пейзажи на них красивее. Большие помехи на хайвеях создают активные дорожные перевозки. Траков (truck – седельный тягач, в просторечии фура) больше, чем легковых машин, и едут они достаточно быстро (55–60 миль/час), но если заглядишься на пейзажи… При обгоне они сначала отталкивают тебя воздушной волной, а потом разреженный воздух засасывает обратно.
Навстречу попадаются группы мотоциклистов, редко пары, одиночек нет вообще. Большинство на «Харли», реже на «Хондах», спортивных не встретишь вовсе – они только в крупных городах. Главная проблема в пустыне – вовремя заправиться и иметь запас воды. В Мохаве самый дорогой бензин – $5,15 за галлон (gallon – единица объема, применяется в Англии, США и др. 1 американский галлон = 3,78 л.). За день жара изматывает, голова плывет, куртку не снять – кожа сгорает моментально, не помогают даже «антипригарные» кремы.
Переночевать решил в городе Нидлс на границе со штатом Аризона. Типичный мотельчик за $32 (с кондиционером). Закупился фаст-фудом и пивом в магазине и пошел на речку Колорадо. Вода прохладная и быстрая – освежает мгновенно. Вылез и понял, что незащищенные лицо и руки сгорели.
Ехать ночью на мотоцикле опасно – множество животных переходят дорогу. Кого я только не видел на обочине – на маленький зоопарк набралось бы! Другая опасность – это покрышки (или то, что от них осталось), которые могут валяться прямо на дороге. В Техасе я чудом не наскочил на такую. С тех пор решил ночью на шоссе не выезжать ни под каким предлогом.
Покидаю Калифорнию немного потрепанным – на лице корка, на ногах мозоли. 10 минут от Нидлса – и я в Аризоне, всего-то переехал мост через Колорадо. «Сороковка» пошла своим путем, я же свернул по указателям на 66-ю. С указателями и знаками все продуманно, и если в течение 15 минут вы не видите логотипа «Route 66», значит, вы едете не по ней. Аризона – самый красивый штат на всей 66-й. Ванильные облака на лазоревом небе. Чистый воздух. Индейские резервации, о которых слышал в детстве: Навахо, Апачи… Местность и растительность меняются: вроде только что ехал по пустыне с кактусами, а уже становится прохладно, появляются хвойные деревья и озера, а над ними снежные вершины гор. Кстати, привычного кактуса, изображенного на знаках (три ветви), я так и не видел – колючек разных полно, а такого нет…
Заехал в горный городок Оатмен, в котором сохранена атмосфера начала XX в.: одно- или двухэтажные деревянные здания, магазинчики, кафешки. И везде гуляют ослы (в смысле животные). Они там везде, однако кормить их нельзя, о чем гласят наклейки на самих ослах. Расстояние, которое по хайвею можно проехать за полчаса, по горам прошел за три часа. Но оно того стоило! Узкая дорога петляет по горным склонам, все вверх и вверх. Особо не разгонишься: на некоторых поворотах внизу остовы автомобилей. Золотоносная шахта, восстановленная в первозданном виде, заправка в Кул-Спрингс и последующий многомильный съезд в Кингман стоят потраченного времени.
Кингман – первый крупный и в то же время провинциальный город в Аризоне. Можно остановиться в любом мотеле, они недорогие. Туристов много, отсюда прямая дорога на Лас-Вегас. Но я решил ехать дальше, хотя уже начинало смеркаться. Изумительно спокойная дорога через индейские территории Валапаи и Ямпаи, идеальное покрытие в не тронутой цивилизацией Америке с редкими поселениями. Дотянул до Селигмана и остановился, судя по всему, в самом дорогом мотеле на трассе – отдал $76. Правда за номер, где останавливалась какая-то звезда рок-н-ролла 60-х… и с бесплатным Wi-Fi. Тут же единственное немецкое кафе на всей Route 66, как его сюда занесло – непонятно.
Американцы встают очень рано. Вышел из мотеля, а мой мотоцикл стоит в одиночестве, хотя вечером парковка была забита. Селигман, по сути, деревня, но красиво оформленная для туристов. Туристы – основной доход населения, потому как больше тут делать нечего, и даже обычная заправка в то же время является сувенирным и хозяйственным магазином.
В этот день я доехал лишь до Уильямса, самого красивого туристического городка на Route 66, откуда прямая дорога до Гранд-Каньона. Много забегаловок и мотелей на любой вкус и кошелек (правда, от $50). Местные избалованы туристами, ведь помимо проезжающих по 66-й здесь останавливаются и те, кто едет в каньон. До него около 50 миль. Заехать на байке вдвое дешевле, чем на машине, и с парковкой нет проблем. На заправке встретил первых русскоговорящих. Как правило, сюда приезжают на день на машинах из Лос-Анджелеса или Лас-Вегаса. Туристы из Японии и Китая – это ужас! Помимо того что они перефоткались друг с другом в разных комбинациях, так потом еще и каждый по отдельности. В итоге на каньон ушел целый день.
Вернулся в Уильямс с мыслью поесть и рвануть до Флагстаффа. Но встретил байкеров из Лос-Анджелеса, которые сказали: если хочешь увидеть жизнь, то она здесь. И я остался. Карта от H.-D. советовала остановиться в «Гранд мотеле». Владельцем оказался индус Антон (!). Сам он байкер, три раза был в России, и жена у него русская. Отдал номер на порядок дешевле, чем в среднем по городу, охаял всех владельцев «Харли» и американцев, а заодно пожаловался на плохие времена и безденежье. Посоветовал ресторан, где для его постояльцев делают хорошую скидку. Не обманул: ресторан в стиле 1950-х, кроме большого ассортимента вкусной еды предлагает еще и свое пиво. Пока я ужинал, на улице двух туристов с пивными бутылками в руках замели полицейские – за распитие в общественном месте. С помпой – даже врубили мигалки и надели наручники. Как объяснила официантка, задержанные в каталажке просидят до утра, потом суд, штраф – и на волю. Закон в действии!
Утром отправился дальше. До Флагстаффа полчаса по роскошной дороге среди гор и лесов, утренний воздух бодрит. Проезжаю город насквозь (есть лишь пара мест для обозрения), только позавтракать остановился в чудной типично американской кафешке – образец общепита 1960-х, часы приема пищи – с 6.00 до 21.00. Из достопримечательностей – кратер от метеорита, где в свое время испытывали луноход и скафандры для высадки на Луну, и национальный парк Петрифайд-Форест (Окаменелый лес), где сохранились превратившиеся в камень деревья, которым миллионы лет. До них я не доехал (кончался бензин, и портилась погода), осмотрел только Раскрашенную пустыню, выставляющую напоказ разноцветные слои тела земного.
Дальше пошли мелкие городишки: Винона, Ту-Ганс (заброшен), Винслоу, Хиббард, Манила… Порой пролетаешь их, даже не обращая внимания – глаз замыливается. И жара – она давит и изматывает. Еще утомляет ветер: то спокойный, с одной стороны, то резко меняет направление, подхватывает с другой и кидает. Стекло тут необходимо – не только защищает от ветра, но и спасает от мух, жуков и другой органической дряни.
Холбрук – город из 1960-х. Тут находится оригинальный Вигвам-мотель ($70), который засветился в мультике «Тачки». Недалеко от города известный билборд «Кролик здесь». Остановился и реально встретил не то кролика, не то зайца (вспомнилась сцена из фильма «Матрица»). За Холбруком опять маленькие города – Пинта, Навахо, Чамберс, Сандерс, а там и граница с Нью-Мексико.
Начинает темнеть, пора искать ночлег. Выбор пал на Гэллап, типичный город, относящийся к развитию «Шоссе 66». Как и большинство городов на 66-й, он вытянут вдоль дороги, где основная жизнь и движуха. Практически любой несетевой мотель с большой вывеской и небольшой ценой принадлежит индусам, что сразу понимаешь по запаху карри на ресепшене. На рекламе цены занижены. Входишь – и начинается развод по-индийски: «таких номеров нет», «дополнительные налоги» и все такое. Требования одинаковые: паспорт или водительские права, оплата вперед. В Гэллапе узловая станция железнодорожной ветки, поэтому долго не мог заснуть, а ночью несколько раз просыпался от гудков тепловозов. Все равно что спать на Казанском вокзале! Среди населения преобладают индейцы, поэтому алкоголь только в специализированных магазинах.
Проснулся от звонка с реcепшена – забыл перевести часы и проспал. Тут другой часовой пояс! Вдоль дороги первозданные пейзажи и редкие городки. Нью-Мексико – штат индейских территорий: Канконито, Лагуна, Ислета. Места пустынные, малолюдные, лишь дорога тянется на многие мили. Одно из удобств резерваций – казино на заправке. На пути Альбукерке – крупный город, где я потерял ниточку 66-й. Вышел на 25-й хайвей и в прямом смысле полетел до Санта-Фе – ветер настолько сильный, что пришлось останавливаться и отдыхать. Для местных ветра в порядке вещей: высокогорное плато.
В Санта-Фе самым нормальным оказался сетевой Motel 6 – $32 и $3 за Интернет (дешевле, чем у индусов). Из любопытства заехал в местный «Волмарт» (Wal-Mart Stores, Inc. – американская компания, крупнейшая в мире розничная сеть супермаркетов). Напитки вдвое дешевле, чем на заправках, и я из жадности один кофр полностью забил водой. Боеприпасы к гладкоствольному оружию свободно продаются рядом со спортивными товарами. Пива в магазине нет, зато есть в соседнем – закон един для всех.
От Санта-Фе до Санта-Роса природа опять меняется, хвойные леса уступают место степям, начинаются бескрайние ранчо и плодородные поля. В Санта-Росе один из старейших ресторанов на Route 66 – Joseph’s Bar & Grill. И меню, и обстановка в стиле 1960-х. Рядом несколько заброшенных мотелей. На ночь думал остановиться в Тукумкари, но когда доехал, стало как-то не по себе: город наполовину вымерший, большинство мотелей и домов заброшены, людей практически не видно. Однако атрибуты Route 66 поддерживаются в хорошем состоянии и постоянно обновляются. На окраине, рядом с хайвеем, есть жизнь и сетевые мотели, но, хоть и начинало темнеть, я решил рвануть до Амарилло, в Техас. Выехал на хайвей и, пока светло, летел как мог. Стемнело, скорость упала. В двух местах стоял пыльный и зловонный туман – жесть! То ли перегон, то ли отстойник животноводческий – несколько тысяч коров или лошадей топчутся на месте и гадят. В темноте пролетел Эйдриан – середину Route 66, решив заехать на обратном пути. Из рюкзака выдуло карту…
Амарилло – большой город, цены на жилье от $30 и самое свежее мясо. 66-я тут, как и везде, гораздо спокойнее хайвея, и мотели на ней потрепаннее. Техас – житница Америки, первый штат, где видно, что люди работают. Встречаются заводы, фермы и ранчо с табунами лошадей и коров, трафик на хайвее куда активнее, чем в Нью-Мексико. Даже в самых заброшенных мелких городках восстановлены заправки и дома, которые нормально функционировали в 1960-х, хотя иногда население города не превышает и пары десятков человек.
Однако природа берет свое, поглощая зеленью здания и брошенные машины. На этих «крокодилах» краска выгорела, толстый металл понемногу ржавеет, но хром отлично сохранился. Техас показался мне штатом, где всегда жарко, сухо и ветрено. Пыль везде: в глазах, во рту, даже в складках кожаной куртки. Солнце печет яростно, чувствуешь себя булочкой в раскаленной печи, а сверху глазурь из мокрой одежды. И вот посреди громадного поля стоят 10 вкопанных мордами в землю классических «Кадиллаков». Зрелище незабываемое!
Маклин – еще один умирающий городок на Route 66. Кроме редких туристов, охотящихся за интересными кадрами, людей днем не встретишь. Утром заехал в краеведческий музей Элк-Сити. Помимо построек начала ХХ в. воссоздан антураж, как внутренний, так и наружный. Наглядно показано, как жили люди, как изменялась мода, техника, быт. Кстати, часто встречающиеся заправки Phillips 66 прямого отношения к «Шоссе 66» не имеют – это октановое число новомодного в те времена спортивного бензина. Но созвучие в рекламном лозунге «Покупай 66-й только на 66-й» было удачным.
Ветер Техаса – бич байкера. Долго с ним боролся, но, когда порывом ветра мотоцикл переставило на соседнюю полосу, решил остановиться в городке Клинтон (штат Оклахома) – и не пожалел. Во-первых, в Клинтоне самый лучший музей, посвященный Route 66 (залы идут во временной последовательности: начало строительства и освоения в 1930-х, развитие в 1940-х, величие в 1950–1960-х и закат в 1970–1980-х), во-вторых, я так устал от одиночества, что думал уже развернуться, а в-третьих, начинался какой-то «шторм», как сказала мне женщина на ресепшене мотеля. Хотел позвонить приятелю в «эл-эй», но из четырех найденных в городе таксофонов ни один не работал. Отель – $33 с налогом, пиво – на заправке, Pizza Hut – на вынос.
Вопрос питания для меня не главный, но один из основных в путешествии. Питаться каждый день в ресторанах влетит в копеечку, да и в некоторых городках, кроме местного фаст-фуда, ничего нет. Иногда просто покупал фрукты, готовую еду и пиво в супермаркетах. Организм выдержал, еда вкусна и питательна, проблем с желудком не возникало. Перепробовал все известные мировые и локальные сетевые забегаловки и понял, что самый отстой – Subway, все остальное – стандарт: котлета в булке с салатом и соусом. McDonalds – на высоте, особенно молочные коктейли. Самое прикольное, что напитки наливаешь сам: можно взять маленький стаканчик и несколько раз его наполнить. Под конец я совсем обнаглел и наполнял еще и бутылки. Американцы все пьют с большим количеством льда: возьмут стакан, набьют льдом доверху, остальное заполнят водой и цедят его полчаса, пока все не растает. Питаться можно и бесплатно. К примеру, в Амарилло можно бесплатно съесть 72-унцевый стейк – это 2 кг вкуснейшего сочного мяса. На стене висят фотографии счастливчиков, кому это удалось. Не удалось – придется оплатить.
К утру ветер стих. Благополучно доехал до Оклахомы, где попал в пробку (первый и последний раз) на хайвее – ремонт дороги. Заехал в магазин Harley-Davidson за новой картой – очень позитивное место, тут даже дышится по-другому! Выбор мотоциклов и аксессуаров впечатляет, а цены на это богатство в разы ниже московских. В Оклахоме «сороковка», современный спутник 66-й, отдает свои права 44-му хайвею, идущему на север в Чикаго.
Городок Аркадия – рай для любителя газировки: 300 сортов, множество вкусов и форм. За ультрасовременным зданием «газировочного» магазина с памятником «Содовой» можно увидеть остов старой бензоколонки и табличку «Охраняется государством». От Оклахомы начинаются платные дороги, поэтому 66-я – реальная альтернатива хайвеям, здесь траки уживаются с гужевыми повозками фермеров. Природа все больше напоминает российскую: поля, лиственные деревья. Заночевал в Талсе, мотель индусский ($45).
Утро. Сегодня проеду за день аж три штата: Оклахому, Канзас и Миссури! Но не будем говорить громко, что по Канзасу всего 13 миль, и их можно даже не заметить – лишь три маленьких городка. В городке Галена на заправке «4 Women» стоит пикапчик, послуживший прообразом ржавого Мэтра из мультика «Тачки». Стареющий городок, древние машины, да и люди уже в возрасте. Молодежи в таких городах не видно. День как день, кругом поля и леса – все как в Подмосковье, только на порядок чище и цивильнее.
Челси – еще пример одноэтажной Америки недалеко от Талсы, аналогичный вымирающий город. Народу нет, магазины закрыты… В принципе, вся Америка одноэтажная. Лишь в крупных городах, расположенных в основном на двух побережьях, есть многоэтажные деловые центры из стекла и бетона. К вечеру доехал до Ролла (штат Миссури). Тут реально Россия, только разметка желтая и мертвые броненосцы на обочине. В Миссури качество асфальта на Route 66 одно из самых лучших. Городок Ролла живой – новые дома, большой «Волмарт», много мотелей и закусочных. Можно без проблем переночевать за $35.
Из Роллы выехал пораньше. Местные сказали, что «днем может быть шторм». Я так понял, что «шторм» – это по-нашему гроза. Направление не меняется – вперед, в Чикаго! Проехал насквозь Сент-Луис – крупный город с красивейшими промышленными зданиями в центре, но он и самый опасный в США.
Практически сразу за Сент-Луисом оказываюсь в штате Иллинойс. Лиственные деревца, посевные поля, лишь иногда попадается гористая местность… И очень много раздавленных животных, особенно броненосцев. На солнце запах от этого добра ужасный, тянет на сотни метров. А вот и огромная туча надвигается, крупные капли разбиваются о стекло. Газ в пол – и через пару минут вырываюсь из-под нее.
Въехал в Спрингфилд. Мотели есть, их много, но цены в полтора раза выше, чем в остальной Америке. Нашел мотельчик – изрядный бомжатник, но из любопытства пошел узнать цену. Выяснилось, что мотель официально закрыт, но в нем живут маргиналы и выселенные за неуплату. Хозяин – реальный байкер, похожий на вампира с выбитыми передними зубами, – показал единственный номер, который ему не стыдно сдать за $35. Это жесть! Сортиры из фильмов Родригеса про Мексику отдыхают. Позже выяснилось, что Спрингфилд – это столица штата Иллинойс (я думал, что Чикаго), к тому же тут родился Авраам Линкольн (есть его музей и домик), и все кругом имени Линкольна. Напомнило чем-то Горки Ленинские. Отсюда и цены – вся Америка съезжается. Пришлось поселиться за пределами города в единственном доступном Motel 6 за $45. Заранее забронировал мотель в Чикаго, но в пригороде – в самом городе цены тоже кусаются.
Прокатился еще раз по утреннему Спрингфилду: кроме как попить кофе в Starbucks делать там нечего. Наверное, я не большой поклонник Линкольна, раз не посетил ни одного музея, коих там перебор. Сразу за центром города снова начинается одноэтажная Америка со старенькими японскими машинками. Словом, Спрингфилд – самый «левый» город на Route 66, недостойный даже ночевки.
Ну вот и последний рывок, вечером буду в Чикаго. Погода сильно отличается от техасской и даже от миссурийской – тут только лопнули почки. 66-я идет параллельно 55-му хайвею, а качество покрытия оставляет желать лучшего. Проезжаю маленькие, но уже населенные городки, чувствуется соседство мегаполиса. Маклин, Лексингтон, Понтиак, Оделл, Двайт, Вилмингтон. Здесь тоже некоторые заправки восстановлены, и теперь это историческая достопримечательность, охраняемая государством. Одной из них заведует бабушка божий одуванчик, уверенная, что Англия граничит с Россией (перепутала Украину с Великобританией – UKR vs UK). На заправке собран исторический хлам, аналогичный виденному в антикварных лавках и краеведческих музеях подобного рода. Заметны следы земляков: российские купюры, прикрепленные на доске. Вокруг типичный сельский пейзаж плодородных сельхозугодий Иллинойсчины, вся земля на мили вокруг поделена на ровные квадраты. Люди работают!
Проезжаю Джулиет, пригород Чикаго, – ничего особенного, обычный спальный город. Все, финишная прямая, вдали уже видны небоскребы. За 12 дней пути настолько устал, что центр просто пролетел, включив навигатор с координатами мотеля. Набрал снеков и пива, решив завалиться спать пораньше. За окном дождь стеной, сверкают молнии. Как там мотоцикл на парковке?..
На следующий день гулял по городу. Небоскребы царапают небо, люди спешат по делам… И дождь – погода испортилась окончательно, температура упала в два раза (до 16 ºС). В старом городе чувствуешь себя как в 1930-х: тяжелые здания, грубые конструкции метро и уличные фонари на манер газовых. Тротуары из крупной плитки (здесь Собянин не был мэром?). Старинные таблички с названием улиц сделаны на века, пока само здание не снесут. Интересно, а как сносят небоскребы (если не брать в расчет самолеты)? Нашел на столбе знак «Route 66. Begin». Вот так неприметно и начинается американская «дорога-мать» им. Уилла Роджерса. А для меня заканчивается.
С утра небо серое, моросит дождь. Никакого настроения ехать обратно, но делать нечего – надо. Осматривать ничего уже не хочется, побыстрее бы доехать до Лос-Анджелеса. Ну вот, одной мечтой стало меньше, появилось свободное место для новой. Но порой чувствую некую пустоту – мечта-то была такая красивая, а стала былью…
Проехав по Route 66 от Лос-Анджелеса до Чикаго, осознаешь, что это самый длинный музей под открытым небом. Экспонатов и раритетов настолько много, и они порой так велики, что нет возможности разместить их под крышей обычных музеев, запасников, антикварных или сувенирных лавок. В этом музее еще идет жизнь, хотя порой его экспонаты разрушаются и разъедаются ржавчиной. Сами люди и изделия их рук бессильны перед временем, но ведь мы можем сохранить что-то не только в музеях, но и в наших душах.
Маршрут | Лос-Анджелес – Викторвиль – Нидлс – Селигман – Вильямс – Гэллап - Санта-Фе – Амарилло – Клинтон – Талса – Ролла – Спрингфилд – Чикаго – Спрингфилд – Ролла – Талса - Элк-сити – Амарилло – Грантс – Вильямс – Лас-Вегас – Лос-Анджелес. |
Время в пути | из Лос-Анджелеса до Чикаго – 12 дней. Обратно – 9 дней. |
Техника | Мотоцикл Honda VTX 1300 (2004 г.в.). |
Пробег | около 4 тыс. км в одну сторону (2448 миль). |
Бензин | 89-91-93 в среднем $4 за галлон. |
Бюджет | $100 в день (бензин, еда, жилье). Всего около $2200. |
Памятка от партнера журнала «Мото» компании Enjoy Moto
Информация о стране
Соединенные Штаты Америки иногда называют котлом для переплавки мира – это, пожалуй, лучшая метафора, характеризующая пятый континент, на котором проживает множество наций с разнообразными традициями и культурой, где удивительно сочетаются различные климатические условия и широкий спектр географических и геологических особенностей.
Когда ехать
В целом по стране комфортно путешествовать с мая по сентябрь. В августе лучше избегать пустынь из-за сильной жары. В солнечную Флориду можно ездить круглый год. На Аляску нужно ехать с июня по август.
Как добраться
Из России в США можно добраться только самолетом, существуют прямые рейсы из Москвы в Нью-Йорк, Вашингтон, Майами, Лос-Анджелес, Атланту.
Безопасность
США достаточно безопасная страна, но, как и в любом другом месте, соблюдайте элементарные правила безопасности, избегайте опасных районов, не ищите приключений. В случае чего сразу вызывайте полицию.
Настоятельно рекомендуем оформлять медицинскую страховку на сумму не менее чем $100 тыс., так как эвакуация и лечение, особенно при травмах, полученных во время аварии, очень дороги!
Время
Страна расположена в зоне шести часовых поясов. В восточной части (Вашингтон, Нью-Йорк, Филадельфия, Бостон) летнее время отстает от московского на восемь часов, в центральных районах (Чикаго, Сент-Луис, Мемфис, Новый Орлеан) – на девять часов, в горных районах Кордильер (Денвер, Финикс, Солт-Лейк-Сити, Эль-Пасо) – на 10 часов, на тихоокеанском побережье (Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Портленд, Такома) – на 11 часов, на Аляске и Алеутских островах – на 12 часов, на Гавайях – на 14 часов, на летнее время острова не переходят. Со второго воскресенья марта по первое воскресенье ноября вводится летнее время и стрелки переводятся на час вперед, при этом некоторые штаты (Аризона, Гавайи) на своей территории летнее время не вводят. Таким образом, зимой разница с Москвой на большей части страны увеличивается на один час.
Язык
Государственный язык США – английский, широко распространены испанский и французский. Официальным языком Гавайских островов наравне с английским является гавайский.
Виза
Гражданам России для въезда на территорию США требуется виза, которая оформляется в посольстве и консульствах США, находящихся на территории Российской Федерации. Необходимые документы: загранпаспорт (срок действия не менее шести месяцев после окончания поездки), старые загранпаспорта, одно цветное фото 5х5, копия паспорта гражданина России, приглашение (можно факсимильное) с территории США или бронь отеля, справка с места работы с указанием должности и дохода на бланке фирмы, копии прежних виз в США (за последние 10 лет), документы, подтверждающие отсутствие иммиграционных намерений, анкета. На подачу документов нужно записаться через сайт посольства, всегда подавайте документы заранее.
Посольства и консульства США
Посольство в Москве
Новинский б-р, д. 21; телефон консульского отдела (495)258-25-25, колл-центр (495) 668-10-87, 8-800-100-25-54
Консульство в Санкт-Петербурге
Фурштатская ул., д. 15; тел. (812) 331-26-00
Консульство во Владивостоке
Пушкинская ул., д. 32; тел. (4232) 30-00-70, визовый отдел – (4232) 49-93-81
Консульство в Екатеринбурге
ул. Гоголя, д. 15; тел. (343) 379-30-01, 379-46-19, 379-46-91, 379-45-51
Таможня
Ввоз и вывоз национальной и иностранной валюты не ограничен. Ввозить в США наличными деньгами, дорожными чеками и расчетными карточками можно любые суммы. Декларировать требуется лишь суммы более $10 тыс. или эквивалент в другой иностранной валюте. При ввозе золота декларация обязательна. Разрешен беспошлинный ввоз до 1 американской кварты (946,3 мл) крепких алкогольных напитков (лицам старше 21 года), до 200 сигарет или 50 сигар или 4,4 фунта (2 кг) листового табака (лицам старше 21 года), а также предметов личного пользования и подарков на сумму до $100 на человека (алкогольные напитки и сигареты не могут быть включены в этот тип товаров, однако может входить дополнительно до 100 сигар). При этом в каждом конкретном штате нормы разрешенных к ввозу товаров могут несколько меняться.
Для ввоза в страну запрещены: свежее и консервированное мясо, рыба, неконсервированная икра, молочные продукты, яйца, абсент, растения и семена, некоторые овощи и фрукты, любые товары, произведенные в Иране, кубинские сигары.
Валюта
Доллар США (USD, $). 1 USD = 31,3 RUB (по состоянию на 12.2011)
Гостиницы
В США стандартная классификация гостиниц от 1* до 5*. Цены на мотели от $30 (соответствующий сервис). Очень недорогие гостиницы класса люкс в Лас-Вегасе. В дни мотофестивалей цены повышаются минимум в три раза, номера бронируются за полгода вперед, действуют жесткие условия бронирования. Гостиницы в национальных парках лучше бронировать заранее, особенно в высокий сезон, чтобы не остаться на ночь в лесу.
Прокат мотоциклов
Большой выбор мотоциклов, возможна аренда в один конец. Большинство прокатчиков требуют, чтобы арендатору было больше 23 лет. В дни мотофестивалей цена на аренду повышается, мотоциклы рекомендовано бронировать заранее. Enjoy Moto организует прокат мотоциклов и туры на территории США на специальных условиях.
Заправки, цена топлива
Бензин в городах всегда дешевле, чем на трассах.
Розничная цена литра автомобильного бензина категории Regular (аналог российского Аи-92) составляет примерно $0,89 (по состоянию на 12.2011).
Телефоны экстренных служб
Единая служба спасения – 911. Вызов службы спасения бесплатен с любого таксофона и мобильного телефона. В некоторых городах работает дополнительный телефон 311 для ситуаций, которые непосредственно не угрожают жизни (муниципальные службы, дорожное хозяйство, служба парков и заповедников, местные органы власти и т.д.).
В национальных парках плохое сетевое покрытие. Чтобы вызвать помощь, иногда приходится ехать в ближайший городок.
Полезные телефоны
Все необходимые телефоны можно найти в телефонных книгах, лежащих практически в каждом таксофоне, и специально звонить куда-то для поиска номера не требуется.
Посольство Российской Федерации в США
2650 Wisconsin Ave., NW
Washington, DC 20007;
тел. (202) 298-57-00
Генеральное консульство Российской Федерации в Нью-Йорке
9 East 91 st Street, New York, NY 10128;
тел. 1-212-348-09-26